>

Художественные витражи для окон

16 марта 2017

 

Витражное искусство насчитывает много веков, и период его расцвета пришелся на европейское Средневековье и эпоху Возрождения. Строго говоря, нечто напоминающее витраж (т.е. прозрачное цветное стекло, вставленное в какую-то оправу) люди впервые сделали ещё за 1 тысячу лет до нашей эры. Именно этим периодом датируются найденные археологами оригинальные предметы бытового обихода – например, кувшины, в дно которых вставлен прозрачный камень. На Востоке существовала технология изготовления многоцветных панелей из фрагментов стекла, скрепленных между собой клеющим составом. В Европе долгое время развитие технологий изготовления витражей тормозилось по достаточно объективной причине – технологии стекольного дела не могли предоставить витражистам достойный исходный материал, т.е. плоское цветное тонкое стекло сравнительно больших размеров.

Технология изготовления витражей, развившаяся в период Средних Веков, дошла до нас благодаря записям монаха Теофила. В те годы основным методом этого декоративно-монументального искусства стал так называемый паечный витраж. По данной технологии заранее вырезанные фигурные куски цветного стекла обертывались по контуру тонкой свинцовой полоской, затем фрагменты картины плотно пригонялись друг к другу на специальном основании и третьим этапом была спайка свинцовых частей витража в местах их соприкосновения. При этом спайка производилась с обоих сторон изделия - как с лицевой, так и с изнаночной. Получившийся в итоге блок вставляли в общую деревянную или металлическую раму, которую, в свою очередь, и устанавливали на место постоянной "прописки" – обычно в виде окна храма, дворца, государственного или общественного здания. Необходимо отметить, что часто витражные изделия наглядно подтверждали свой статус действительно монументального искусства – так, площадь витражных окон готических храмов нередко измерялась величиной в несколько десятков квадратных метров. Другой характерной чертой паечного витража; были акцентированные основные линии рисунка – именно по ним проходили свинцовые стыки отдельных фрагментов витража. Благодаря такому решению, изображение хорошо просматривалось издалека, было четким и впечатляющим.

В 10 веке в изготовлении витражей появляется новое веяние - тогда художники попробовали перенести на стекло технологии классической живописи. Естественно, какой бы устойчивостью не обладали обыкновенные краски, ни одна из них не выдержала бы испытания временем и погодными условиями. Поэтому для нанесения рисунка на стекло витража был придуман особый состав, содержащий окислы металла и частицы легкоплавкого стекла. После нанесения изображения основу витража некоторое время нагревали и специальная краска "вплавлялась" в готовое изделие. Таким образом технологам удавалось избежать трудоемких операций с пайкой отдельных частей изделия, а в руках художников появилась возможность проявить свой талант живописца ещё и на этом поприще. Витражная картина, изготовленная при помощи шварцлота (а именно так назывался специальный красящий термосостав), создавалась искусным сочетанием участков разной степени прозрачности, что позволяло создать эффект объема изображения.

Безусловно, в развитии живописных технологий применительно к миру витражей были и плюсы, и минусы. К плюсам можно отнести то, что появилась возможность запечатлеть в витражном рисунке почти неограниченное количество изящных мелких деталей, к минусам – то, что общая прозрачность и четкость изображения заметно снижалась, и рисунок превращался в огромную картину, возможно, ценную саму по себе, но часто не слишком уместную в огромном окне здания. Таким образом, со смещением центра технологий изготовления от паечного витража в сторону живописной техники и приобретая в тщательности прорисовки деталей и искусности работы художника, витраж в значительной степени потерял часть своей выразительности и монументальности. В интерьере художественные витражи встречаются не только как элементы окон, но также и в качестве элементов оформления потолков, ниш, дверей, перегородок и пр.

Изменение характера впечатления, производимого на зрителя витражным изделием, повлекло за собой постепенный перенос сферы его применения из области крупных архитектурных ансамблей в область сравнительно небольших интерьеров частных и общественных зданий. Но и утратив значительную часть своей монументальности, витраж, тем не менее, остался той частью подлинного искусства, которое рождает необыкновенный отклик в сердце каждого человека.

Комментарии 0

Увы, здесь нет ни одного комментария. Ваш будет первым!